Примерно к 1997 году происходит постепенный отказ от "кислотной линии" (как основы аналоговых звуков в acid и psy trance), главный акцент теперь делается на мелодии, популярным становится более интенсивное использование акустических элементов, где ведущей становится мелодическая партия, при этом по-прежнему для фона используется базовый для транса фон с участием струнных инструментов. Сама композиция стала использовать вариации с изменениями в наращивании интенсивности звука (так называемая "прогрессивная структура"). Такого рода эксперименты привели к появлению progressive trance, в котором элементы "возрастания" темы и "паузы" (брейк-дауны) стали более разнообразными и интенсивными. Транс этого вида некоторые сопоставляют с progressive house, ибо другой причиной появления слова "progressive" в названии стиля есть идея, что оба жанра по существу входили в категорию стилей под возникшим тогда с руки британских продюсеров коммерческим клеймом "progressive". Но и не стоит отбрасывать версию о "прогрессивной", более новой структуре (см. начало). Качественные релизы тех времен: SALT TANK - "Eugina", TILT - "I Dream", BEDROCK - "Heaven Scent". Заинтересованность публики не могла не породить коммерческие проекты. Идея продвинуть progressive trance оборачивается немедленной коммерциализацией - транс становится настолько востребованным, что чуть ли не каждый продюсер считает своим долгом "отштамповать" хотя бы один "трансовый" хит. Роковой ход...
В 1998 году выходит сингл PAUL VAN DYK - "For an Angel". Ошеломительный успех! Облегченная структура, мелодичность звучания, легкое восприятие массами людей порождает отдельный исключительно коммерческий вид транса - euro trance. Распространение получил главным образом в Германии. "Хиты" с преимущественно женским вокалом заполнили эфиры всех радиостанций, композиции смело можно было называть песнями. Характерная черта - шаблонность. Одним словом, идея progressive trance как андеграундного стиля (если он вообще таковым являлся) была утеряна. Да-да, все "трансовые" хиты, которые мы так часто слышим по радио - все это коммерческий euro-trance. Даже не знаю - заслуга Paul van Dyk в том, что он продвинул trance в широкие массы, хорошо это или плохо? Логично предположить, что для многих именно с синглов и выступлений PvD и других диджеев началась дорога к этой музыке, мир "узнал, что такое транс". Но тот ли это транс, которым могла бы гордиться электронная сцена? Думайте сами....
Однако не всё так уж плохо. Загубив идею progressive trance жесткой коммерциализацией, где-то к 1999 году диджеи и продюсеры задумались о первоначальном назначении этой музыки (см. начало), и решили "реанимировать" его, посредством видоизменения eurotrance вновь "вернуться" к progressive. Интересные релизы переходного времени "к новому стилю" - LANGE - "I Believe" и LOST WITNESS - "Happiness Happening". Синтез стиля наиболее правдиво будем называть uplifting trance, т.е. "возвышающий". Вокальная линия иногда все еще присутствует, но сильный акцент делается на эмоциональность композиции - красивые мелодические обороты, струнные инструменты создают глубину звука, и в отличие от eurotrance, где бит мягкий, в uplifting trance он более жесткий, с "хлопками" создавая еще большее ощущение глубины, что в большой мере влияет на восприятие этой музыки. Четкая особенность uplift'a - раскрытие самой темы происходит именно в "брейк-дауне" (место в середине композиции, где снижены либо отсутствуют удары и низкочастотные звуки). Во время этой "паузы" слушателю предоставляется возможность понять тему композиции, чтобы через несколько мгновений вернуться и вместе с глубиной мелодии передать слушателю всю гамму эмоций. Красиво? Не спорю Интересная вокальная работа первого времени - TUKAN - "Light a Rainbow". Возвышающий uplifting trance - направление, которое держится на сцене уже более 5 лет. Этот факт говорит о том, что в конце десятилетия транс с первоначальной идеей мог возродиться только в условиях коммерциализации. Жаль... (описание) И последний момент - одновременно с выделением uplifting trance в 1999 г. был внезапно предпринят жестокий коммерческий ход - широкое введение идей hard house в trance. Релиз COSMIC GATE - "Mental Atmosphere". Идей транса я тут не вижу и считаю этот стиль позором для trance, ибо он похож на извращенный по-новому вариант hardcore, написанный за 5 минут на "софтовых" инструментах. Наиболее подходящее название - hard euro trance, ибо более дешевой шаблонно-глупой музыки в trance до этого не было. Но ее продюсеры гордо называли ее hard trance, что по сути дела, ошибочно (первоначально hard trance являлся отяжеленным вариантом acid). Однако в последнее время, слава богу, имеется тенденция к изменению этой точки зрения - hard trance подчерпывает идеи uplifting, исключая эмоциональный контекст, что теперь не позволяет судить об этом стиле столь категорично. Скорее всего это очередная коммерческая "фишка". Для разделения дешевых "штампованных хитов" от более-менее идеологически правильного направления будем делить такую музыку на hard eurotrance и hard uplifting trance.
Таким образом, пережив примерно 10-летнюю историю, развитие этой музыки как собственно trance, остановилось. После 2001 года классификации по стилям делать не имеет смысла, поэтому удобно делить trance на два направления - progressive/melodic и goa/psy.
Trance в 2002-2004. После утери андерграундности в эти годы транс царит на танцполах и рейвах Западной Европы. Композиции играют известнейшие в мире диджеи - Tiesto, Paul Van Dyk, Ferry Corsten, Judge Jules на таких мероприятиях как Trance Energy, Innercity, Mayday, Gatecrasher, Godskitchen, Creamfields. Несложно догадаться благодаря какой музыке они прославились на весь мир. В это время популярны ремиксы на некоторые хиты поп-сцены, например ABOVE & BEYOND - "What It Feels Like For A Girl" (MADONNA). Отмечу, что этот и другие подобные релизы довольно сильно повлияли на trance-сцену в США. Короче, очередной коммерческий успех Как уже говорилось выше, hard trance стал популярен на попсовых дискотеках, а для более "продвинутой" сцены направление выродилось в более приемлемый, уважаемый и любимый сейчас многими hard uplifting trance. Данный стиль на момент написания этой статьи (октябрь 2004) на транс-сцене является одним из ведущих.
Подводя черту над вышесказанным, можно сгруппировать жанры trance и последовательность их развития на 3 части:
I. андерграундный trance.(acid techno -> ACID TRANCE -> GOA -> PSY)
II. trance на коммерческой основе (с первоначальной идеей андерграундности).(balearic house -> PROGRESSIVE TRANCE -> UPLIFTING -> HARD/UPLIFTING)
III. коммерческий клубный trance.(dream-house -> EURO TRANCE -> HARD EUROTRANCE -> CLUB TRANCE)
До этого мы всё говорили о том, как транс заимствовал разные элементы от других стилей электронной музыки. Давайте теперь посмотрим "обратный процесс", как же влияли трансовые элементы на другие стили, итак...
trance+techno = technotrance (tech-trance) - одно из первых комбинированных направлений. Тесно связано с techno. Стиль существует на протяжении более чем 10 лет, и композиции разного времени могут сильно отличаться друг от друга. Но главная черта - отсутствие попсовости, позволяет "разбавлять" жесткий techno-сет, либо наоборот - утежелять настроение на более попсовом танцполе. Идеальный вариант комбинирования. Из известных продюсеров направления отмечу Oliver Lieb и Sven Vath.
trance+ambient = несложно - trance ambient (ambient trance). Такой же старый как и techno-trance. Этот стиль предназначен для отдыха во время вечеринок в чиллаутовой зоне. Либо просто для фона. Ничем по сути не отличается от ambient, но имеет трансовый подтекст и явный акцент на использование исключительно электронных звуков в создании композиции. Треков существует превеликое множество. Классика жанра: FUTURE SOUND OF LONDON - "Papua New Guinea".
trance+hardcore = ... нет, не hard trance - trancecore! Стиль создан при развитии hardcore в начале 90-х годов. Эка была тогда музыка В 95-м наряду с eurodance развивался happy hardcore, с известными всем исполнителями (DUNE, SCOOTER и т.д.) но trancecore хоть и принципиально схож, но все-таки из-за того, что не был коммерциализирован, широкого распространения не получил. Стиль напоминает сильно ускоренный вариант acid trance с вариациями. Один из лейблов, издававших trancecore - Cenobite.
trance+house = ? Скрещивать транс и прародителя - как скрестить маму с сыном. Тут я затруднюсь сказать что-либо "Продукт", наиболее переплетающийся с трансом - progressive (progressive house). Будучи уже известной, выступления диджейской команды Sasha & John Digweed сыграли большую роль в распространении этого стиля по всему миру.
trance+drum'n'bass = trance'n'bass (trance-step) - весьма неплохой продукт, "омелодизированный" drum'n'bass. Относительно новый стиль, который только начинает развиваться. К прослушиванию рекомендуется знаменитый сборник под одноименным названием - Trance'n'bass (mixed by John B).
trance+breakbeat = breaks (???). В отличие от брейкбита, который имеет довольно тяжелую бочку и хорош для разбавления techno-сета, breaks - хорошо подходит для trance-вечеринок. Несложная конструкция с ломаным ритмом и трансовым подтекстом резко отличает breaks от собственно breakbeat'a, делая эти стили непохожими друг на друга.
hard trance+hard house = hard dance, детище лейблов Frantic/Nukleuz. Тяжелый стиль. Очень популярен в Англии. Если не идет вперемежку с глупой коммерцией, то весьма зажигателен. Практикуется на "hardware"-аренах британских рейвов. Из всех миксов от hard-dance диджеев мне понравился live-mix от Rob Tissera на Creamfields'2003. Рекомендуется к прослушиванию - Hard House Anthems 4 [Nukleuz].